УПРАВЛЕНИЕ ХАОСОМ
 

Хаос время от времени охватывает каждую компанию, которая не стоит на месте, растет, развивается и изменяется. Любые изменения (их переходный этап) всегда сопровождается хаосом. И, следовательно, каждый руководитель сталкивается с необходимостью управлять компанией в период хаоса. Давайте разберемся, как это делать эффективно.

Прежде всего, приведу 5 основных причин,
по которым в компании возникает хаос:

 

  1. компания находится на этапе стартапа, когда еще не выработаны четкие процедуры, стандарты, регламенты и т.п.;
  2. собственник или руководитель компании сам является человеком хаоса, который намного комфортнее чувствует себя в неупорядоченном пространстве, чем в формализованных процессах;
  3. компания вошла в стадию активного роста, который повлек за собой увеличение штата персонала, возникновение дополнительных функций, ситуационное перераспределение обязанностей и т.д.;
  4. компания находится на этапе развития, который всегда сопровождается изменениями в моделях управления, организации бизнес-процессов, коммуникаций и т.д.;
  5. изменения внешней среды (экономической, правовой, политической, маркетинговой и т.д.), которые привели к турбулентности Вашего бизнеса и разрушению устоявшегося порядка.

     


Несколько советов по управлению хаосом
в перечисленных выше ситуациях,
которые существенно облегчат Вашу управленческую жизнь:

1. Стартап – это этап построения и проверки гипотез, инвестиций в продукт и маркетинг, … На этом этапе важно предоставить себе и сотрудникам свободу творчества для возможности продуцирования креативных идей, инновационных подходов, оптимальных путей решения стоящих задач. Не стремитесь подавить хаос. Поддерживайте его! Только недолго. Помните, что через 2-3 (максимум 6) месяцев компания должна закончить первичные исследования и рынка и перейти к формализации своей структуры и бизнес-процессов для дальнейшего развития.

2. Если Вы относитесь к категории людей, которые предпочитают ограничивающему порядку свободу хаоса, то самое простое решение для Вас – нанять заместителя (исполнительного директора, административного директора), обладающего структурированным мышлением, любовью к построению систем и созданию регламентов. Разделите управленческие функции между вами таким образом, чтобы все, что касается решения авральных, форс-мажорных и нетривиальных ситуаций, осталось в вашем ведении (с этим Вы справляетесь превосходно), а то, что требует планомерности, аналитики, пунктуальности и предсказуемости, перешло к Вашему заместителю. Таким образом, Вы создадите экологическую систему ведения бизнеса, которая позволит выстоять компании в любой ситуации.

3. На этапе активного роста Вы не сможете осуществить средне- и долгосрочного планирования (даже не тратьте на это время). В этот период Вам необходимо сосредоточить все свои усилия на аналитике. Анализируйте рынок, поведение и предпочтения потребителей, финансовые показатели компании, технологию производства, затраты времени персонала. Анализируйте всё, что можно! Это даст Вам прочную платформу для вычленения самого главного и важного в Вашем бизнесе, того, что действительно обеспечит прибыль, доверие и процветание, того, что в последствии Вы положите в основу корпоративных стандартов. И еще одна рекомендация, на этом этапе важно ставить перспективные планы на год (как это рекомендуют в теории по менеджменту), а ежеквартально. Так будет значительно проще отслеживать динамику развития Вашего бизнеса.

4. Когда компания вступает на путь осознанного и целенаправленного развития, она готова (или, во всяком случае, должна быть готова) к предстоящим изменениям. Самое сложное для руководителя на этом этапе – принять решение о смене бизнес-модели и взять на себя все риски с этим связанные. Делайте этот шаг пока у вас еще все хорошо, не ждите когда «грянет гром». Эффективный руководитель четко понимает: ни одна бизнес-модель, как бы успешно она не функционировала сегодня, не может быть также хороша завтра. Поэтому ищите, находите и внедряйте новые технологии, подходы, модели, практики постоянно. Размеренность, тишина и спокойствие не дают бизнесу развиваться.

5. Даже если изменения внешней среды можно спрогнозировать, для большинства компаний они наступают «вдруг», т.е. абсолютно неожиданно. Как бы там ни было, в этой ситуации Ваша основная задача, как успешного руководителя, - это поиск альтернативных решений, диверсификация производства, изменение маркетинговой стратегии и рынков сбыта. Проведите со своим персоналом стратегические сессии, включите их в активную работу по поиску новых решений, поделитесь с ними ответственностью за будущую судьбу компании. Иногда изменения внешней среды способны вытолкнуть компанию на совершенно новый этап развития.